Турист Светлана Апполонова (ASvetlanka)
Светлана Апполонова
была сегодня 0:00
Фотоальбом

Церковь Иоанна Предтечи

Этот альбом является дополнением к рассказу «Открывая родной город — славный Ярославль».

Альбом включает в себя фотографии Церкви Иоанна Предтечи, не вошедшие в рассказ.

Уникальный 15-главый храм Иоанна Предтечи изображен на 1000-рублевой купюре

такой мы обычно видим церковь, проезжая по Толбухинскому мосту через Которосль. В панораме правобережья Которосли церковь Иоанна Предтечи занимает господствующее положение. Это главный храм Толчковской слободы 1671-687 г.г.
такой мы обычно видим церковь, проезжая по Толбухинскому мосту через Которосль. В панораме правобережья Которосли церковь Иоанна Предтечи занимает господствующее положение. Это главный храм Толчковской слободы 1671-687 г.г.
это самый величественный и красочный храм. архитектура церкви целиком исходит из исконных традиций ярославского зодчества и первое впечатление о ее необычности является чисто внешним
это самый величественный и красочный храм. архитектура церкви целиком исходит из исконных традиций ярославского зодчества и первое впечатление о ее необычности является чисто внешним
С особой силой проявилось здесь стремление средневековых зодчих к праздничности, многокрасочности, узорочью. В лучших традициях ярославского искусства выполнены металлические подзоры и прорезные гребни крылец
С особой силой проявилось здесь стремление средневековых зодчих к праздничности, многокрасочности, узорочью. В лучших традициях ярославского искусства выполнены металлические подзоры и прорезные гребни крылец
помимо великолепных изразцов, основным декоративным материалом здесь стал лекальный фигурный кирпич, в церкви Иоанна Предтечи он впервые полностью заменил тесаный.
помимо великолепных изразцов, основным декоративным материалом здесь стал лекальный фигурный кирпич, в церкви Иоанна Предтечи он впервые полностью заменил тесаный.
Даже размеры плана этого храма близки к прототипам и в первую очередь церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе.
Даже размеры плана этого храма близки к прототипам и в первую очередь церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе.
Лишь одно отступление от старых канонов допускают здесь зодчие. И именно это, на первый взгляд, незначительное новшество существенно изменило традиционный облик храма.
Лишь одно отступление от старых канонов допускают здесь зодчие. И именно это, на первый взгляд, незначительное новшество существенно изменило традиционный облик храма.
Столпообзразные приделы поднимаются на высоту венчающего карниза главного храма и каждый завершается пышным пятиглавным "букетом" на высоких и тонких глухих барабанах.
Столпообзразные приделы поднимаются на высоту венчающего карниза главного храма и каждый завершается пышным пятиглавным "букетом" на высоких и тонких глухих барабанах.
Святые ворота, увенчанные двумя декоративными восьмериками с главкой.
Святые ворота, увенчанные двумя декоративными восьмериками с главкой.
для росписи своего великолепного храма жители Толчковской слободы пригласили самых лучших мастеров "стенного писания"
для росписи своего великолепного храма жители Толчковской слободы пригласили самых лучших мастеров "стенного писания"
Входные двери из галерей в храм и в приделы облицованы узорным поливным кирпичом; последний — редкая особенность. Поливной, или изразцовый, кирпич был широко распространен на Востоке, но в России до последнего времени не употреблялся; русские заимствовали с Востока только изразец и черепицу. В Предтеченской же церкви применен и поливной кирпич
Входные двери из галерей в храм и в приделы облицованы узорным поливным кирпичом; последний — редкая особенность. Поливной, или изразцовый, кирпич был широко распространен на Востоке, но в России до последнего времени не употреблялся; русские заимствовали с Востока только изразец и черепицу. В Предтеченской же церкви применен и поливной кирпич
иконостас храма сейчас находится в Спасо-Преображенском монастыре
иконостас храма сейчас находится в Спасо-Преображенском монастыре
руководителем артели живописцев был известный ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов, в 1660-1680-х г.г. выполнявший большие заказы царского двора, Ростовской митрополии, Троице-Сергиевой лавры, Вологды, Ярославля.
руководителем артели живописцев был известный ярославский знаменщик Дмитрий Григорьев Плеханов, в 1660-1680-х г.г. выполнявший большие заказы царского двора, Ростовской митрополии, Троице-Сергиевой лавры, Вологды, Ярославля.
Вторым знаменщиком был Федор Игнатьев
Вторым знаменщиком был Федор Игнатьев
В творчестве ярославских художников монументальный стиль стенописей все больше приобретал повествовательный и декоративный характер
В творчестве ярославских художников монументальный стиль стенописей все больше приобретал повествовательный и декоративный характер
И самое полное и наиболее совершенное выражение декоративно-повествовательный стиль получил во фресках Толчковского храма
И самое полное и наиболее совершенное выражение декоративно-повествовательный стиль получил во фресках Толчковского храма
Тематический диапазон росписей здесь необычайно широк.
Тематический диапазон росписей здесь необычайно широк.
В этом отношении они не знают равных не только в русском, но и в мировом искусстве
В этом отношении они не знают равных не только в русском, но и в мировом искусстве
это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов
это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов
огромный интерес вызывают росписи галерей с их бесконечными многофигурными иллюстрациями Библии от сотворения мира до падения Иерихона.
огромный интерес вызывают росписи галерей с их бесконечными многофигурными иллюстрациями Библии от сотворения мира до падения Иерихона.
сконцентрировав в себе отдельные новшества и достижения предшествующего периода, стенописи Толчковского храма стали высшей точкой развития декоративно-повествовательного стиля ярославской школы живописи конца 17-начала 18 веков.
сконцентрировав в себе отдельные новшества и достижения предшествующего периода, стенописи Толчковского храма стали высшей точкой развития декоративно-повествовательного стиля ярославской школы живописи конца 17-начала 18 веков.
В январе 1933 года церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея, община церкви была упразднена. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию, использовав его в качестве склада зерна и химических веществ. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада.
В январе 1933 года церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея, община церкви была упразднена. В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию, использовав его в качестве склада зерна и химических веществ. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу. Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада.
сложнее, изощреннее украшены нижние ярусы и в первую очередь крыльцо.
сложнее, изощреннее украшены нижние ярусы и в первую очередь крыльцо.
формы и размеры фигурного кирпича варьируются от простого валика до крупных пышно орнаментированных блоков
формы и размеры фигурного кирпича варьируются от простого валика до крупных пышно орнаментированных блоков
в рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы древней деревянной домовой резьбы
в рисунке наиболее сложных образцов проступают мотивы древней деревянной домовой резьбы
колокольня церкви. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания.
колокольня церкви. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания.
фрагмент колокольни
фрагмент колокольни
45-метровая колокольня украшена необычным для Ярославля декором в виде рустованных и фигурных пилястр и резных балясин.
45-метровая колокольня украшена необычным для Ярославля декором в виде рустованных и фигурных пилястр и резных балясин.
Комментарии к альбому